Этнокультурный проект «Клуб историков»
Паспорт проекта
«Клуб историков»
Краткая характеристика проекта
Направление работы: этнокультурное
Уровень проекта: региональный
Организация-исполнитель: Ассоциация некоммерческих организаций «Центр культурно-делового сотрудничества „Немцы Алтая”»
Регион: Алтайский край
Цель проекта: создание условий для стимулирования у старших школьников и студентов младших курсов интереса к изучению истории российских немцев.
Задачи проекта:
- продолжить выявлять среди молодежи старшего школьного возраста и студентов младших курсов университетов потенциальных молодых исследователей по истории российских немцев;
- провести рабочую встречу и продолжить работу по заданной тематике с уже определившими направления своих исследований студентами и старшеклассниками.
- в рамках рабочей встречи провести блоки, способствующие углублению знаний участников по тематике истории российских немцев;
- продолжить приобщать учителей истории и немецкого языка к изучению истории РН посредством проведения тематических и методических блоков по истории РН.
Краткая характеристика проекта:
Проект «Клуб историков» – долгосрочный. В августе 2021 года состоялась первая рабочая встреча клуба историков. Эта рабочая встреча стала первым проектом в направлении развития и поддержки изучения истории в Алтайском крае. АНО «ЦКДС «Немцы Алтая» подписала с Алтайским государственным университетом (АлтГУ) и Алтайским государственным педагогическим университетом (АлтГПУ) соглашение, в рамках которого осуществляется поиск и поддержка студентов, занимающихся тематикой российских немцев. На сегодняшний день участниками проекта являются студенты указанных ВУЗов, старшие школьники (8–11 классы), учителя истории и немецкого языка из районов Алтайского края.
В 2024 году общее число участников проекта за год – 35 человек, включая организационную команду. Среднее количество участников в рамках одной рабочей встречи – 20 человек, включая организационную команду. Среди них (примерно): организационная команда – 4-5 человек (руководитель и бухгалтер проекта, референт по истории РН, ведущий методического блока, референт языкового блока / организатор этнокультурных мероприятий); количество учителей – 3-4 человека, количество студентов и школьников – 12-13 человек. Количество может варьироваться от встречи к встрече в зависимости от того, кто подал заявки на проект.
В рамках проекта проводятся блоки по истории российских немцев для школьников и студентов (за период проведения проекта участники познакомились с историей российских немцев от самых ее истоков до второй половины XX века) и тематические и методические блоки для учителей истории и немецкого языка. Для участников в рамках программы проекта также проводятся этнокультурные паузы и мероприятия, знакомящие их с культурой российских немцев.
Участники клуба историков выбирают тему. По данной теме они выполняют какое-либо задание, полученное от референтов проекта, или готовят доклад к следующей встрече клуба. От встречи к встрече участники развивают свою тему, углубляются в нее с учетом рекомендаций, полученных от референтов проекта.
Традиционно в течение календарного года проводятся 3 рабочие встречи клуба историков: весенняя и осенняя встречи проводятся на базе Центра «Немцы Алтая» с организацией проживания в гостинице и организацией питания для участников. Летняя рабочая встреча клуба историков – выездная. Встреча проводится на базе парк-отеля в г. Барнаул или с выездом на какую-либо базу в один из районов края, история которого тесно связана с историей российских немцев. В рамках выездной встречи для участников проекта также организуется питание и проживание на базе.
Результаты проекта:
- Две школьницы поступили в барнаульские вузы по направлениям «История« и «Филология». Двое студентов защитили выпускные квалификационные работы по истории российских немцев, один студент защитил по ней магистерскую диссертацию.
- Участники клуба стали активистами в самоорганизации немцев региона, консультантами по истории и разработке материалов.
- На протяжении всего времени в клубе ведется просветительская деятельность. Лекции, мастер-классы от именитых преподавателей ведущих вузов и школ региона повышают уровень знаний и профессионализма участников от встречи к встрече.
- Трое участников клуба историков приняли участие в межрегиональном исследовательском конкурсе «Мои этнические корни» 2023 года, организованном центром культурно-делового сотрудничества «Немцы Алтая».
- Одна участница клуба историков стала участницей культурно-исторического семинара – 2023.
- С августа 2023 года участие в проекте принимают не только старшие школьники и студенты младших курсов университетов, но и учителя истории и немецкого языка, для которых проводятся тематические блоки по истории российских немцев и методические блоки, в рамках которых они знакомятся с историей российских немцев и методами работы со школьниками в данной тематике.
Источники информации о проекте (ссылки на сайты и социальные сети):
- https://altairn.ru;
- https://rusdeutsch.ru/Nachrichten;
- https://vk.com/altairn22;
- https://ok.ru/altai.deutsche;
- https://t.me/altai_deutsche.
Организационный раздел
Руководитель проекта: Ануфриева Ирина Владимировна, менеджер по проектной работе
Команда проекта (наименование функционала)
- руководитель проекта;
- бухгалтер проекта;
- референт по истории российских немцев;
- ведущий методического блока;
- организатор этнокультурных мероприятий;
- референт языкового блока.
Значимые для проекта компетенции
- Руководитель проекта: работа с исполнителями проекта, решение организационных вопросов, организация проживания, питания, контроль за исполнением календарного плана, сбор необходимых документов, составление аналитического отчета, оказание помощи в составлении финансового отчета;
- Бухгалтер проекта: финансовое сопровождение проекта, формирование финансовой отчетности по проекту;
- Референт по истории российских немцев: составление программы блока по истории российских немцев для школьников и студентов, проведение этих блоков, участие в обсуждении докладов участников проекта, организация блока подведения итогов – обсуждения задач на следующую встречу;
- Ведущий методического блока: составление программы методического блока для учителей истории и немецкого языка, проведение этих блоков, участие в обсуждении докладов участников проекта;
- Организатор этнокультурных мероприятий: составление и проведение программы этнокультурных мероприятий для участников проекта;
- Референт языкового блока: составление программы блока по немецкому языку для школьников / студентов и учителей, проведение этих блоков / проведение игры с участниками.
Содержательный раздел
Предпроектный этап:
В рамках данного этапа составляется программа предстоящей встречи клуба историков. В основном программа состоит из блоков по истории российских немцев и методических блоков, презентации докладов участников проекта. В программу могут быть включены этнокультурные паузы и мероприятия (викторины, квизы, исторические игры и прочее), профориентационные мероприятия, направленные на знакомство участников проекта с институтами истории университетов-партнеров (АлтГУ и АлтГПУ), блоки по немецкому языку, блоки по самоорганизации российских немцев.
На этапе подготовки проекта осуществляется поиск референта по истории российских немцев и ведущего методического блока, как правило, в лице преподавателя Алтайского государственного университета или Алтайского государственного педагогического университета – университетов, с которыми заключены сотруднические соглашения. Референты проекта готовят содержательную программу своих блоков.
Параллельно на данном этапе проекта осуществляется набор участников – приглашаются постоянные участники клуба и дается анонс о старте регистрации на проект на сайте Центра «Немцы Алтая» и в социальных сетях Центра. На каждую встречу клуба историков приглашается несколько новых участников с целью их вовлечения в проект и приобщения к истории российских немцев. Одним из референтов проекта готовится примерный список тем для участников, по которым можно подготовить доклад к следующей встрече, или задание, которые необходимо выполнить к следующей встрече клуба.
Руководителем проекта осуществляется сбор резюме и программ референтов, формируется список участников проекта и проектная заявка. Соответственно, руководителем проекта осуществляется решение таких организационных вопросов, как питание, проживание, трансфер участников, составление информационных писем участникам. Пакет документов отправляется на экспертизу.
После финансирования проекта руководителем проекта также осуществляется оформление всей необходимой документации по проекту, закуп всех необходимых для проведения проекта материалов, бухгалтером проекта проводятся оплата счетов и проверка документов.
Проектный этап:
Этап непосредственного проведения проекта: проведение запланированной программы проекта в запланированные даты. В завершении программы проекта осуществляется сбор отзывов участников проекта и оговаривается примерная дата следующей рабочей встречи клуба, к которой необходимо выполнить данное референтом задание / осуществить определенные шаги в своем исследовании.
Постпроектный этап:
На данном этапе проекта осуществляется анализ отзывов участников проекта, который позволяет организационном команде оценить и проанализировать выполненную в рамках проекта работу и учесть недочеты при организации следующей встречи. В рамках данного этапа проекта осуществляется написание аналитического отчета референтами проекта, где прописывается, как проходили их блоки, какие материалы они использовали при подготовке. Одним из важных пунктов отчета референта являются рекомендации по проведению следующих встреч клуба. Руководителем проекта и бухгалтером проекта также осуществляется подготовка и сдача аналитического и финансового отчетов соответственно.
В связи с тем, что это долгосрочный проект, после сдачи отчетов проект не заканчивается. Для участников проекта могут быть организованы онлайн-встречи, на которых они обсуждают с референтами проекта промежуточные результаты своей работы над исследованием. Референты после проекта остаются на связи с участниками, т.е. участники имеют возможность в индивидуальном порядке обращаться к ним с вопросами. Участники также могут задавать вопросы в чате, созданном для участников проекта.
Возможности распространения проекта
- Проект «Клуб историков» – долгосрочный проект, который может видоизменяться в процессе работы (в рамках работы данного проекта менялась целевая аудитория: первыми участниками проекта были в основном студенты младших курсов университетов, сейчас участниками в основном являются старшие школьники, также к участию в проекте были привлечены учителя истории и немецкого языка).
- Проект может проводиться на разных уровнях: местном (на уровне одного района, одного города или одной школы / университета) и региональном (на уровне одного региона).
Приемлемые формы передачи лучшей практики
- Публикации в социальных сетях, на сайтах.
- Участие в мероприятиях по продвижению проекта и по передаче опыта.
- Расширение географии проекта.
- Консультации по запросу заинтересованных во внедрении организаций.
- Предоставление пакета документов по проекту.
Какими компетенциями должна обладать организация для внедрения проекта?
- Организационные компетенции;
- Аналитические навыки (умение видеть проект и планировать его сроки);
- Коммуникативные компетенции;
- Понимание специфики сферы.