Интервью со слушателями и преподавателями программы «Социальное предпринимательство и управление социально ориентированными организациями»
20 ноября завершился второй этап программы повышения квалификации «Социальное предпринимательство и управление социально ориентированными организациями». Мы поговорили с преподавателями и слушателями программы об их впечатлениях, будущих проектах и том, как было организовано обучение в комбинированном формате.
Расскажите, чем вы занимаетесь и почему решили пройти программу повышения квалификации по социальному предпринимательству?
Анатолий Крель, г. Магнитогорск: Я председатель «Немецкой национально-культурной автономии» в Челябинской области. Недавно мы с командой также открыли в Челябинске «Русско-немецкий дом», культурный центр. Я работаю в НКО с 2012-го года, это уже большой стаж в принципе. Курс по социальному предпринимательству был нужен мне, для того чтобы понять, как можно самим уже окупаться и зарабатывать. Сейчас мы работаем в основном при грантовой поддержке Международного союза немецкой культуры, но в принципе социальные услуги, которые мы предоставляем, основаны на одной волонтёрской деятельности. А вот когда будут финансы, будет возможность зарабатывать, тогда наша организация будет развиваться эффективнее. Однако чтобы найти инвесторов, нужно сначала умело сделать свой проект и подать его. На курсе нам объясняли, как это сделать.
Ирина Шульц, г. Чебаркуль: Я член Бизнес-клуба российских немцев и вхожу в Совет немецкой автономии в Челябинской области. Я также возглавляю немецкую культурную автономию в городе Чебаркуле и работаю с 2011 года в Общественной организации российских немцев. В нашей стране социальное предпринимательство набирает обороты, поэтому я захотела развиваться в этом направлении. Мне стало интересно, что происходит с социальным предпринимательством в других странах, какие есть документы по социальному предпринимательству, принятые на уровне российского законодательства, как его интегрировать у нас: как оно будет выглядеть и на кого будет направлено. Мы являемся организацией российских немцев, поэтому нам надо в обязательном порядке использовать этнокультурный компонент, чтобы понимать, что можно сделать в рамках социального предпринимательства для нашего сообщества.
Какие у вас были ожидания от программы и оправдались ли они?
Анатолий Крель, г. Магнитогорск: Конечно, мы много знаний получили на курсе: как составить бизнес-план, как учесть все подводные камни, какие есть возможности, как всё оформлять и, естественно, как всё считать.
Ирина Шульц, г. Чебаркуль: Я попала только на вторую половину курса, о чём очень сожалею, но получила очень сильный импульс только от одного того, как много было новой интересной информации. С нами работали преподаватели очень высокого уровня, огромное спасибо BiZ за это. Всё было очень доступно. Они давали не только теоретические знания, но и делились практическими примерами, которые уже реализованы где-то. И, конечно, важно, что ни один преподаватель не отказал в дальнейшей помощи при написании и осуществлении наших проектов, все готовы сотрудничать — за это огромное спасибо.
Какие новые компетенции вы приобрели на втором этапе? Что вас больше всего вдохновило?
Анатолий Крель, г. Магнитогорск: Участие в курсе дало мне больше уверенности в том, что я на правильном пути, больше вдохновило заниматься социальным предпринимательством. Нам рассказывали, где и какие гранты есть, чтобы получить поддержку на первом этапе, а потом уже развиваться самостоятельно. И недавно мы с коллегами подали заявку на губернаторский грант. У Фестиваля немецкой песни, основанного нами, в следующем году будет юбилей — 10 лет, поэтому мы подали фестиваль на грант. У российских немцев есть пробелы с языком и культурой, большинство уже утратило немецкий язык, поэтому в заявке на грант мы обозначили это как социальную проблему.
Ирина Шульц, г. Чебаркуль: Задание с рисками меня больше всего захватило. За очень короткое время нам на примерах показали, как просчитывать риски в таблицах. Я знала, что они существуют, но не умела ими пользоваться. В любом проекте рисков очень много. И, конечно, нам рассказывали о работе в команде: как она построена, как расставлять приоритеты, как писать проекты по социальному предпринимательству. Нам показали источники доходности, потому что одно дело написать план проекта, но другое — знать, кто может быть инвестором в данном проекте. Социальное предпринимательство ведь подразумевает под собой некий бизнес. Это же не благотворительность, а именно предпринимательство, и поэтому нужны навыки бизнеса. Ещё был очень значимый блок по таймингу: нас учили правильно распоряжаться своим временем, чтобы достигать более высоких результатов.
Расскажите о вашем финальном проекте, какую проблему он решает?
Ирина Шульц, г. Чебаркуль: Это групповой проект, нас 2 человека: я и Дарья Реншлер. Мы решили взяться за развитие социального туризма в Челябинской области для людей с ограниченными возможностями. У нас в области разработана программа реновации парка «Таганай», он находится рядом с городом Златоуст. Мы исследовали рынок и решили написать социальный проект, который будет называться «Таганайская тропа»: он будет направлен именно на посещение «Таганая» людьми с ограниченными возможностями. Мы смотрели статистику по нашей области и по стране: люди с инвалидностью хотят путешествовать, но только небольшой процент это делает. Причина только одна — для них не создана доступная среда. В качестве первого шага, учитывая ситуацию, мы хотим разработать блок онлайн-экскурсий, в которые можно ввести этнокультурную составляющую, ведь Златоуст — это город немецких мастеров. Мы хотим сохранить традиции и наш этнос на территории России, но не ограничиваемся этим.
Анатолий Крель, г. Магнитогорск: Для курса я делал проект по созданию центра профориентации для детей и подростков. Мне важно, чтобы дети получили достойную профессию и чтобы их выбор был осознанным. Это должно быть поэтапно, до окончания школы, ведь у каждого ребёнка есть свои способности, их только надо развить. Будут и дополнительные занятия по немецкому языку, чтобы молодёжь могла ездить по обмену в Германию. Там же в основном практики больше при обучении в университетах, чем у нас. Соответственно, они получат больше и будут внедрять всё это здесь. К нам в центр тоже будут приезжать специалисты и проводить обучение.
Какие у вас остались впечатления от второго этапа?
Анатолий Крель, г. Магнитогорск: Было интересно, когда мы разбирали свои проекты и обсуждали их со всеми, другие участники предлагали свои идеи. Общение очень продуктивное было. Естественно, у всех появлялись вопросы, как это должно быть. Нам рассказывали, где информацию взять, какой литературой пользоваться. Очень большой объём информации. Сейчас перерабатывать будет трудно, но всё равно интересно!
Ирина Шульц, г. Чебаркуль: У меня от этого курса сложилось очень приятное впечатление. Мне всегда хочется, чтобы обучение было плодотворным, чтобы оно приносило результат. Я хочу делиться тем, где я была, со своим сообществом. Мы не тренеры, мы не преподаватели, но мы можем поделиться тем, что мы уже знаем. Я считаю, что все обучающие мероприятия, который проводит BiZ, для того и существуют, чтобы люди, которые чему-то научились, могли поделиться этим в своих автономиях.
С вашей точки зрения, какой была ваша основная задача во втором этапе и на что вы старались сделать упор?
Маргарита Полдолина, преподаватель дисциплин «Социальное предпринимательство: основы создания и принципы управления» и «Проектная деятельность субъекта социального предпринимательства»:
Во втором модуле мы работали с коммуникативной активностью предпринимателя — очень сложной с точки зрения многоаспектности теме: то есть мы обсуждали разные виды коммуникаций, с кем и как их устанавливать, как себя позиционировать, как выбрать индивидуальный стиль и т.д.
Однако в целом я вижу своей основной задачей информирование участников — это самая простая задача, но и самая сложная. Информирование участников о том, что проект — не разовая история. В проектных мероприятиях всегда нужно находиться в теме, нужно попасть в профессиональное сообщество. Когда люди ощущают себя в профессиональном сообществе, они уже чувствуют себя уверенно, и они знают, где они могут получить дополнительную поддержку.
Софья Гафурова, преподаватель дисциплины «Проектная деятельность субъекта социального предпринимательства»:
Я обозначила свою задачу как альтернативный взгляд на проект. Не с точки зрения человека, который занимается социальными проектами каждый день, а с точки зрения человека, который выбирает проекты, исходя из их коммерческой составляющей и социальной значимости. Помимо того что мы говорим о каком-то социальном вкладе, мы также не должны забывать о том, что проект, как минимум, должен выйти на самоокупаемость. Иначе это чисто благотворительный проект будет с нашей стороны. Моя роль сводилась к тому, чтобы не быть чисто благотворителями, а настраивать участников на то, что они потенциально должны на этом проекте зарабатывать. Я сталкивалась с большим количеством проектов, которые в итоге не реализовывались или реализовывались с большим отставанием по бюджету. И в конечном итоге никто не был счастлив, потому что они работали в убыток.
С какими трудностями сталкиваются предприниматели, занимающиеся проблемами этноса? Обсуждали ли вы их со слушателями программы?
Софья Гафурова: Первое, с чем они сталкиваются, — это с такой суровой реальностью, где люди не разделяют их идею по сохранению этноса. Чаще всего участники, которые приходят к нам обучаться на проектных менеджеров или на социальных предпринимателей, — это люди с большим уровнем эмпатии. Однако когда они идут на открытый рынок, они сталкиваются с уместной критикой. И это снижает сильно их мотивацию, они теряют интерес к своему проекту. Я учу слушателей курса независимости, потому что ты никогда не будешь принят большинством. Ты постепенно найдёшь своих людей, но пока ты до этого дойдёшь, ты столкнёшься с большим количеством препятствий. Максимум что я сейчас могу для них сделать — это дать им обратную связь, как они выглядят со стороны, в какой-то более безопасной обстановке, чтобы это их не так напугало.
Маргарита Полдолина: Сама по себе этнокультурная традиция — очень сложный феномен. Существуют разные социальные проекты, но всегда возникает вопрос о платежеспособности клиента. Предпринимательство — это всегда арифметика: вот инвестиции, вот доходность, вот итог. Когда у тебя итог из месяца в месяц идёт в минус, это уже больше похоже на волонтёрский проект. В социальном предпринимательстве очень важно понимать наличие платёжеспособной базы. Именно поэтому я говорю участникам: идите на сотрудничество с бизнесом. Крупный бизнес готов поддерживать социальные программы, но ему нужно сказать об этом, с ним нужно идти на взаимодействие. И ещё одна проблема — где брать специалистов? У нас вопрос интеллектуальных и людских ресурсов очень актуален в социальных проектах.
Как вы организовывали обучение в комбинированном формате?
Софья Гафурова: При переходе в онлайн-формат основная сложность была в том, чтобы сохранить групповую динамику, ведь все участники разделены и могут потерять интерес. Для того чтобы этого не произошло, нужно заставить участников работать в маленьких группах. Когда ты их распределяешь по комнатам, они должны уметь управлять процессом, то есть в какой-то степени нужно научить их быть тренерами для самих себя.
С помощью каких приёмов вам удавалось удерживать внимание слушателей?
Маргарита Полдолина: Важно, чтобы практическое занятие было направлено на рефлексию участника. Мы проводили занятие по стратегиям поведения социального предпринимателя. Участники погружались в игровую ситуацию, а потом каждый для себя рефлексировал, каков он был в этой игре и был ли он хорош. Когда человек изучает коммуникативную культуру, какие-то основные позиции читает — всё про него. А когда его погружают в игру, почему-то он становится другим. И тогда встаёт вопрос о необходимости рефлексии, о необходимости контроля своего поведения, особенно если мы говорим о деловых ситуациях. Нужно всегда помнить о саморефлексии в той или иной ситуации — на это и были направлены практические занятия.
Софья Гафурова: Во-первых, я сразу же дала им приложения, которыми они могут пользоваться, и заставила сразу с ними работать. Это единственный гарант того, что, когда мы закончим, они будут всё это использовать. Во-вторых, я большой сторонник геймификации, поэтому я специально задала турнирную таблицу, чтобы участники сравнивали себя с другими командами. Когда команда заканчивала делать задание, она расшаривала экран на всю группу, и все смотрели, что конкретно эта команда сделала. Я это делала не столько для того, чтобы кого-то очень сильно выделить. Мне хотелось, чтобы это спровоцировало некоторых людей именно на соперничество. И был поразительный результат, когда команда, которая изначально совершенно пассивно себя вела, смогла не только догнать остальных, но и занять призовое место.
Какие у вас остались впечатления от второго этапа?
Софья Гафурова: У участников были очень интересные проекты, хорошо проработанные в содержательной части. Мы если к ним цеплялись, то только в вопросах финансирования: какую методику в подсчёте цифр они использовали, чтобы это было похоже на реальность.
Маргарита Полдолина: Самое яркое впечатление — это высокий уровень профессионализма наших участников. Это очень профессиональные, грамотные, взрослые люди с высокой заинтересованностью в решении проблем. У них зрелые и интересные проекты. Они нуждаются чуть-чуть во внешней поддержке: или региональных организаций, или бизнеса — и они будут состоятельными, успешными.
Автор: Аполлинария Острожкова