«Онлайн-курс A1»

Набор на курс открыт с 15 апреля по 06 мая 2024г.

Записаться

Интервью со слушателями и преподавателями программы "Социальная реабилитация и адаптация граждан из числа российских немцев"

17 июля закончился первый модуль программы профессиональной переподготовки "Социальная реабилитация и адаптация граждан из числа российских немцев". Мы узнали у слушателей об их впечатлениях от программы и планах на будущее, а также поговорили с преподавателями о сложностях онлайн формата и специальных приемах для проведения дистанционных занятий.

Почему Вы решили пройти программу профессиональной переподготовки, каким образом она может помочь Вам в работе в будущем?

Екатерина Короткова, г. Оренбург: Во-первых, тема программы близка к тому, чем я занималась раньше. Я работала 27 лет в Управлении по социальной политике администрации города Оренбурга начальником отдела по реализации социальных программ. Во-вторых, посчитала, что мой опыт работы с гражданами старшего поколения вместе с серьезным обучением новой профессии в дальнейшем могут пригодиться для работы в Центре немецкой культуры. В-третьих, я в принципе люблю учиться, познавать что-то новое.

Юлия Филиппова, г. Кемерово: Я пришла в социальную работу, потому что я альтруист, я люблю помогать.

"Если во мне нуждаются, а я могу помочь, то почему я должна упускать этот шанс?"

Начинала я со специалиста по социальной работе, и так получилось, что стала руководителем отделения социальной реабилитации. Для меня опыт, который я хочу перенять у моих уважаемых коллег, очень важен, и в дальнейшем я планирую его использовать, чтобы стать руководителем уже более высокого звена.

Жанна Фишер, г. Ставрополь: У меня есть педагогическое и юридическое образование, мы с семьей активно посещаем мероприятия Центра немецкой культуры, оттуда мне и поступило предложение прийти на программу. Центр в нашем городе небольшой, и они нуждаются в сотруднике, который занимался бы непосредственно проблемами этнических немцев в Ставрополе, социальной или психолого-социальной помощью.

Каковы были Ваши ожидания от программы, о чем Вам хотелось побольше узнать?

Юлия Филиппова, г. Кемерово: Очень хотелось узнать больше о психологии. Очень глубоко, интересно, впечатляюще! Очень многое можно познать через самого себя.

Екатерина Короткова, г. Оренбург: Была рада, что будет возможность изучить материалы по конфликтологии, научиться по возможности профессионально проводить консультирование обратившихся за помощью. Изучение специальных дисциплин по социальной реабилитации и адаптации граждан вообще ставит мои знания на порядок выше, что позволит мне более эффективно и разнообразно проводить занятия «Творческой мастерской», где я занимаюсь с женщинами старшего поколения – «девочками», так мы называем друг друга.

Как Вам кажется, влияют ли этнокультурные особенности на работу в сфере социальной реабилитации, требуются ли для этого дополнительные знания?

Жанна Фишер, г. Ставрополь: «Сейчас мы учимся понимать, кто перед нами находится, что это за человек, что он чувствует и чем мы можем в данный момент ему помочь. Дальше в программе будут и немецкий язык, и русско-немецкая литература, история. Мы будем учиться применять все это на практике с учетом индивидуальных особенностей русских немцев, их быта, взгляда на мир. Если мы работаем с пожилыми людьми, у которых есть своя память, внутрисемейная история, нужно быть с ними на одной волне.

Удобно ли Вам обучаться в онлайн-формате, возникали ли какие-то трудности, связанные с обучением онлайн?

Екатерина Короткова, г. Оренбург: Технических сложностей данная форма обучения у меня не вызвала, так как уже был наработан небольшой опыт. Практически – конечно, это не устная форма. Но я благодарна преподавательскому коллективу за тот материал, который они до нас довели и самое главное – как донесли! У каждого преподавателя получилось по-разному, но как доходчиво, понятно и интересно! Мы благодарны Анастасии Александровне, Екатерине Александровне и Ольге Александровне, что они увлекли нас своими дисциплинами.

Юлия Филиппова, г. Кемерово: Все преподаватели, с которыми нам довелось на данный момент работать просто прекрасные. Глядя на Ольгу Александровну поражаюсь, сколько же она всего знает, какой огромный объем информации!

Жанна Фишер, г. Ставрополь: Радует, что подход оказался не просто формальным. Занятия очень насыщены эмоционально, при этом все серьезно, наполнено большим объемом информации, обратная связь с педагогом, много домашних заданий, каждого выслушивают и очень тактично подходят к нашей занятости. Все проблемы с первого дня решаются моментально. Единственное, что в разных регионах бывают проблемы со связью, но на эти факторы повлиять невозможно, зато после можно посмотреть все в записи.

Удалось ли Вам наладить контакт с другими участниками, пообщаться и обменяться опытом?

Юлия Филиппова, г. Кемерово: Общение через зум получается отлично! Мы обязательно общаемся перед занятием, пока все подключаются.

Екатерина Короткова, г. Оренбург: Удивительно, но мы довольно быстро сдружились, нам было интересно работать в мини-группах. Перед началом занятий мы дружно обменивались мнениями о рассмотренном материале, об опыте работы в Центрах немецкой культуры.

"Да к тому же я считаю, что сама тематика нашего обучения способствовала тому, что учиться придут коммуникабельные, добрые и отзывчивые люди".

Жанна Фишер, г. Ставрополь: Мы работали и в группах, и в мини-группах, объединялись, когда нам отдельно давали домашнее задание. Мы умудрялись вместе и общаться и до, и после занятий. Теперь очень ждем нашей общей встречи офф-лайн.

Что из того, что было на занятиях, особенно Вам запомнилось? Изменился ли как-то Ваш взгляд на социальную реабилитацию?

Екатерина Короткова, г. Оренбург: С одной стороны, для меня все новое. В рамках трудовой деятельности больше приходилось работать с документами, во время проведения городских мероприятий как для детей, так и для взрослых – с большим количеством людей, поэтому индивидуального общения было недостаточно. С другой стороны, наши преподаватели открыли для меня Америку. В работе, в семье, в быту мы так или иначе сталкиваемся с вопросами, которые мы рассматривали на занятиях. Как выяснилось, многое из услышанного позволяет разобраться в себе самой и далее использовать в повседневной жизни.

Юлия Филиппова, г. Кемерово: Мне нравится, что мы работаем с пожилыми людьми и инвалидами. Я специализируюсь именно на работе с инвалидами, потому что как бы там ни было им больше нужна помощь. Они не такие как мы, у них другое воприятие мира и жизни, совершенно все по-другому, я хочу научиться помогать тем людям, которые не такие как другие.

Можете поделиться каким-то советом, который Вы услышали во время занятий и который Вы хотите применить в своей работе?

Екатерина Короткова, г. Оренбург: Самое большое впечатление на меня произвели современные технологии социальной адаптации граждан старшего поколения. Порой даже и не подумаешь, что самое естественное явление – воспоминания – могут являться действенной техникой повышения самооценки человека в кругу семьи, коллектива и общества в целом, повышения жизненного тонуса и качества жизни.

Жанна Фишер, г. Ставрополь: Разных методов и приемов очень много, и мы умудрились их узнать в очень короткий срок. Все методы и приемы должны идти в совокупности. Когда мы выходим к нашим пенсионерам, у которых есть своя специфика восприятия мира, мы должны находить к ним индивидуальный подход при помощи разных методик: беседа, встречи, расслабляющие техники. В первом модуле мы получили отличную базу, а на практике постараемся применять все в комплексе.

Каковы Ваши впечатления от первого модуля программы? Насколько успешно, как Вам кажется, участники справились с освоением материала?

Анастасия Александровна Семено, преподаватель дисциплин «Социально-правовые и законодательные основы реабилитационной работы с пожилыми и инвалидами», «Этика и деонтология социальной работы»:

Первый модуль образовательной программы представлен широким охватом практико-ориентированных дисциплин. Стоит отметить удобный для слушателей график, позволяющий получать необходимые знания, умения, навыки, без отрыва от работы. Преподаваемые мной дисциплины носили теоретический характер, и на мой взгляд были сложны для понимания, особенно основы законодательной системы социальной реабилитации. Однако слушатели справились с освоением новых знаний очень хорошо.

Ольга Александровна Аникеева, преподаватель дисциплин «Теоретические основы социальной реабилитации», «Социально-психологическая и трудовая реабилитация трудоспособных получателей социальных услуг»:

Мне довелось вести два предмета, которые совмещают теоретические аспекты проблем социальной реабилитации и прикладные. Это самое важное в современном профессионально образовании – сочетание теории и практики. И одновременно – самое сложное.

"Своим студентам я всегда повторяю: нет ничего более практичного, чем хорошая фундаментальная теория".

Потому, что взгляд на профессию с высоты теоретического осмысления дает понимание целей и задач социальной реабилитации: в чем смысл этой работы? Почему она необходима? Как и какими способами мы можем воздействовать на человека и его социальную среду? Социальная помощь – какой она должна быть, чтобы реально помочь человеку, не лишив его свободы воли или жизненной перспективы? Это важнейшие теоретические вопросы, которые одновременно являются основой практики. Без этого знания и понимания каждый специалист становится лишь механическим исполнителем указаний и инструкций. А такая помощь лишена смысла. Что самое важное в отношении наших слушателей – они это хорошо понимают. И справляются с теми учебными задачами, которые перед ними стоят.

Как повлиял на организацию занятий переход в онлайн-формат? Возникали ли какие-то трудности, связанные с донесением информации?

Ольга Александровна Аникеева: Есть проблемы в организации самого учебного процесса – визуальный контакт позволяет оценивать уровень восприятия материала сразу всех слушателей, оперативно реагировать на молчаливые вопросы, давать необходимые дополнения, разъяснения и комментарии. В онлайн образовании это намного сложнее, следовательно, многое пропускается. Разумеется, есть и большие плюсы: часть материала слушатели могут осваивать самостоятельно, готовясь к занятиям. Это помогает выровнять разницу в предварительной подготовке слушателей, ведь к нам приходят люди из разных профессий и с разным жизненным и профессиональным опытом. Такая предварительная подготовка позволит не только восполнить пробелы в образовании каждого из слушателей, но и погрузиться в углубленное изучение проблем для тех, кто в этом заинтересован.

Анастасия Александровна Семено: Современные средства телекоммуникаций в дистанционном образовании обеспечивают интерактивный способ обучения. Слушатели получают возможность осуществлять оперативную связь, а преподаватель – оперативно реагировать на запросы учащихся, контролировать и своевременно корректировать их работу. Несмотря на такую форму проведения занятий, трудностей, связанных с донесением информации, не возникало. Хочу поблагодарить нашего куратора Ольгу за своевременную и оперативную помощь при планировании практических занятий со слушателями.

Использовали ли Вы какие-то специальные приемы, чтобы активнее вовлечь слушателей в образовательный процесс? Каким образом проходили практические занятия на Ваших дисциплинах?

Ольга Александровна Аникеева: Да, конечно. Каждый преподаватель должен иметь в своем профессиональном арсенале такие приемы. Мы знаем, что социальные ситуации, с которыми сталкиваются люди, получающие помощь, совершенно неожиданные и неповторимые. В последнее время широко используется прием кейс-стади – реальные жизненные ситуации, изложенные в письменной или устной форме, или в форме учебного фильма. Мы использовали все формы. Документальный фильм, который мы разбирали, дал большой материал для размышлений. Анализ ситуации позволил выявить итоги уже проведенной работы и наметить пути дальнейшей социальной реабилитации. Слушатели обращались к собственному опыту, иллюстрируя теоретические положения практическими выводами. Обмен опытом стал одним из важнейших условий усвоения теоретических положений, т.к. все происходило в органическом единстве.

Что бы Вы хотели, чтобы слушатели в первую очередь вынесли для себя из Ваших курсов?

Анастасия Александровна Семено: При проведении моих занятий, мне бы хотелось, чтобы слушатели смогли применить полученные знания законодательного характера, в сфере социальной реабилитации пожилых граждан и инвалидов. Надеюсь, знания этики социальной работы помогут слушателям плавно общаться с получателем социальных услуг.

Ольга Александровна Аникеева: Самое главное, хотелось бы, чтобы они смогли использовать этот материал на практике. Работа по социальной реабилитации – очень сложная. Она включает диагностику, подбор эффективных реабилитационных технологий и разработку программ, осмысление результативности своей работы и умение помочь каждому человеку так, как это необходимо в самых разных ситуациях. Хорошая теоретическая подготовка позволяет все – самые разные и сложные ситуации – понимать и преобразовывать в интересах каждого человека, и всего нашего общества в целом.

"Необходимо учитывать и этнокультурные особенности этой работы, ведь люди стремятся помнить свои корни, передавать этот опыт своим детям и внукам. Это очень ценное чувство, которое надо сохранять и укреплять".

Что бы Вы пожелали своим слушателям в следующих модулях программы?

Анастасия Александровна Семено: Приобретения новых компетенций в практике работы с инвалидами и лицами пожилого возраста, а также терпения, сил, сплоченности и улыбок!

Ольга Александровна Аникеева: Не терять связи друг с другом. Опыт общения оказался для них бесценным. Не переставать учиться – самостоятельно и в группах. Сохранять свою заинтересованность в работе и в учебе.




Porto

Частичное или полное использование материалов сайта возможно только с разрешения правообладателя.